О нелегкой судьбе украинской возобновляемой (альтернативной) энергетики:
Украинская передовая энергетика преподносит сюрприз
08:00 11.03.2020
Ориентация на европейские ценности на фоне желания минимизировать импорт энергоносителей привела к буму развития возобновляемой энергетики на Украине. Хотя определенный интерес к сектору появился еще во времена В. Януковича, объемы запусков тогда и сейчас просто несопоставимы. К весне 2020 года Украина пришла со значительными (для очень традиционной энергосистемы страны) объемами мощностей возобновляемой энергии, и главное, что подавляющая часть этих объемов была запущена за прошедший 2019 год. Сейчас на Украине почти семь гигаватт мощностей ВИЭ, из которых 4,5 были введены в строй по итогам прошлого года.
Можно было бы порадоваться за соседей, но столь резкий рост вступил в противоречие как с финансированием, так и с технологиями. В результате частникам, то есть домохозяйствам, кое-где уже не выплачивают зеленый тариф, инвесторам в промышленные ветропарки и солнечные электростанции грозятся пересмотреть объем обещанных выплат, системный оператор отключает от сети избыток возобновляемой энергии из-за разбалансировки энергосистемы, а "Энергоатому" не хватает денег на топливо. Для компенсации дефицита финансирования "зелени" планируется увеличить тариф для населения как минимум в полтора раза. На этом фоне под вопросом и дальнейший рост сектора. А теперь — подробности.
Ветряные электростанции строятся преимущественно промышленные, солнечные электростанции бывают как промышленные, так и частные — на личных земельных участках. Этих станций не так много (оценочно, около шести процентов от всей установленной мощности "солнца"), однако чувствительность в случае возникновения проблем здесь максимальная: простые жители рискуют собственными сбережениями. В 2020 году уже 22 тысячи домохозяйств (для сравнения, в 2014 году — всего 20) установили домашние СЭС.Ранее мы уже обсуждали особенности домашних солнечных панелей на Украине. Вкратце: очень высокий тариф выкупа зеленой энергии в валюте (18 евроцентов за киловатт-час) и полная окупаемость за четыре-пять лет. Дальше еще несколько лет (до 2030 года) можно получать сверхприбыль, сдавая энергию в сеть. А потом солнечную станцию можно приспособить для собственных нужд, оснастив аккумулятором. Для страны с проблемными перспективами энергосистемы — идея выигрышная.
Так почему все сельские жители не сделали? Хотя формально можно подключить любые, даже небольшие объемы панелей, экономический смысл появляется на масштабах хотя бы в десять, но лучше 30 киловатт мощности, а это — от десяти до, соответственно, 30 тысяч долларов вложений. Кроме того, есть и риски. Один риск едва не реализовался в прошлом году. Обсуждалась отмена тарифа для наземных (не крышных) СЭС (наземных СЭС большинство, они намного выгоднее, чем станции на крыше, но занимают плодородные земли). После скандалов и разбирательств отыграли все назад. Теперь же образовался риск неплатежей: в трех областях Западной Украины для домашних СЭС уже появились задолженности в несколько месяцев. Стороны разбираются, кто конкретно из участников энергорынка виноват, но общие причины очевидны: возобновляемая энергетика уже оказывает неприемлемую нагрузку на энергорынок и приводит к кризису неплатежей. Хотя дорогая возобновляемая энергия субсидируется из "общего котла" — и в первую очередь за счет дешевой электроэнергии атомных станций, на фоне резкого роста сектора свести дебет с кредитом все равно не удается.
далее тут https://ria.ru/20200311/1568387956.html