Иранское досье - мнение Ирана
ATOMINFO.RU, ОПУБЛИКОВАНО 14.06.2020
В понедельник, 15 июня 2020 года, в Вене в дистанционном режиме начнёт работу очередное заседание совета управляющих МАГАТЭ. В повестку дня, среди прочего, включён вопрос о выполнении Ираном соглашения о гарантиях в связи с ДНЯО.
Гендиректор МАГАТЭ выпустил доклад по иранскому вопросу 5 июня 2020 года. Текст доклада является конфиденциальным, поэтому выдержки из него появились в интернете. В докладе иранской стороне предъявляются определённые претензии, касающиеся допуска инспекторов на иранские объекты, не задекларированные в качестве ядерных.
В свою очередь, Иран распространил по каналам МАГАТЭ документ INFCIRC/936, в котором изложил свои аргументы.
В иранском документе напоминается, что МАГАТЭ осуществляет в Иране масштабную программу по контролю за ядерными материалами и деятельностью. Один только факт - в период с 2010 по 2019 годы доля иранских испекций в общей инспекционной программе МАГАТЭ возросла с 4% до 20%.
Иран высказал своё отношение к текущей ситуации, когда МАГАТЭ настаивает на проверке информации, полученной от разведывательных организаций третьих стран (в тексте INFCIRC/936 не говорится прямо, но речь идёт о данных, переданных в МАГАТЭ Израилем).
Запросы МАГАТЭ на проведение инспекций по условиям дополнительного протокола к соглашению о гарантиях в связи с ДНЯО "должны указывать причины доступа".
По мнению Ирана, в своих первоначальных запросах о получении дополнительных сведений и о доступе к двум неназываемым объектам на иранской территории агентство "не предоставило достоверных и надёжных юридических аргументов" в обоснование запросов.
Всё, что было показано Ирану - это копии документов, полученных не из открытых источников, причём подлинность информации из данных документов Иран не признаёт.
"Исламская Республика Иран не хочет создавать плохой прецедент, придавая легитимность такой предполагаемой информации, и даже считает ее контрпродуктивной для авторитета агентства в ущерб его отношениям с государствами-членами", - говорится в INFCIRC/936.
Помимо общих комментариев, Иран в своём документе обратил внимание на некоторые частные вопросы.
Так, в статье 34 Венской конвенции о праве международных договоров утверждается, что договор не создаёт обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия.
Следовательно, не участвующее в ДНЯО государство не может использовать положения соглашений о гарантиях в связи с ДНЯО, подписанных странами-участницами договора, с целью выдвижения против таких стран обвинений и вовлечения МАГАТЭ в бесконечный процесс их расследования.
Хотя в тексте INFCIRC/936 не говорится прямо, но очевидно, что указанным аргументом Иран стремится оспорить право не подписавшего ДНЯО Израиля выдвигать обвинения участникам договора в нарушении его положений.
Иран также напомнил определение открытых источников информации. Согласно документам МАГАТЭ, под него подпадает информация, как правило, доступная для общественности из таких источников как научная литература, официальная информация, информация от общественных организаций, коммерческих компаний и СМИ, а также коммерческие спутниковые фотографии.
"Излишне говорить, что информация, про которую утверждается, что она была получена путём так называемой секретной операции или разведывательной деятельности, не включена в это определение (открытых источников информации) и поэтому не должна иметь никакого правового статуса в процессе проверочной деятельности", - говорится в иранском документе.
В заключительной части INFCIRC/936 иранская сторона рассмотрела текущее состояние сотрудничества с МАГАТЭ по возникшим у агентства вопросам.
Иран подчеркнул, что за последние два месяца с агентством поддерживался конструктивный диалог и что Иран готов удовлетворить запросы МАГАТЭ.
В то же время, иранская сторона привела имеющиеся у неё "неясности и озабоченности", главное из которых таково: "Иран также выразил обеспокоенность по поводу попыток открыть бесконечный процесс взаимодействия с агентством с целью проверки и очистки тысяч страниц сфабрикованных утверждений".