Об этом на своих сайтах сообщили шведское, норвежское и финское ведомства, занимающиеся радиационной защитой. Национальный институт здоровья и окружающей среды (RIVM) Нидерландов проанализировал имеющиеся данные измерений и сделал оценку ситуации.
Йод-131 был обнаружен в начале июня в Норвегии, а цезий-134, цезий-137, кобальт-60 и рутений-103 — в Швеции и Финляндии. Все указанные радионуклиды имеют реакторное происхождение. Найденные количества малы, а в Нидерландах искусственные радионуклиды в воздухе не были обнаружены.
По оценкам RIVM радионуклидный состав может указывать на повреждение первого контура реактора или топливного элемента на атомной электростанции (АЭС).
Кроме того, такое загрязнение возможно при повреждении реактора или топливного элемента атомного ледокола, атомной подводной лодки или разгерметизации отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), недавно выгруженного из реактора.
RIVM произвел расчеты, чтобы выяснить происхождение обнаруженных радионуклидов. Эти расчеты показывают, что радионуклиды поступают со стороны запада России. Конкретное местоположение источника не может быть идентифицировано из-за ограниченного количества измерений.
В первую очередь под подозрение попадает Кольская АЭС (с четырьмя устаревшими реакторами ВВЭР-440), а также базы атомных ледоколов атомных подводных лодок Северного флота, расположенные на побережье Баренцева моря. Утечка реакторных изотопов могла произойти и на трёх работающих реакторах чернобыльского типа РБМК-1000 Ленинградской АЭС или на одном из новых ВВЭР-1200.
Российский сайт оперативной информации, приводящий данные станций Росгидромета по мощности дозы гамма-излучения, бета-активности в воздухе и бета-активности суточных выпадений не показывает никаких превышений обычных значений вблизи атомных станций на западе России в июне. Также повышенные концентрации радионуклидов в воздухе в июне не отражены в сводках Росгидромета, что может объясняться задержкой в получении и публикации данных.
Похожая ситуация произошла в 2017 году: сообщалось, что радиоактивный рутений-106 был обнаружен в воздухе в нескольких странах Европы. Тогда экологические организации и ведомства ряда стран, занимающиеся радиационной защитой, указали источник: комбинат Росатома «Маяк» в Челябинской области. Международные исследования (например, опубликованные в журналах PNAS и Nature) впоследствии подтвердили этот источник, хотя Росатом этого так и не признал и утверждал со ссылкой на свою систему мониторинга, что рутений-106 не мог появиться на территории России.
В отчете Росгидромета, выпущенном после выброса рутения-106, говорится: «локальная система мониторинга Госкорпорации «Росатом» в районе ФГУП «ПО Маяк» использует методы и средства наблюдений… которые не могут быть использованы для оценки радиационной обстановки, в том числе и в качестве индикаторов её изменения», «на ряде РОО [радиационно опасных объектов] Госкорпорации «Росатом» используются устаревшие нерепрезентативные средства отбора проб, не внедряются современные автоматические средства наблюдения, <…> позволяющие в первые часы наступления опасной радиационной ситуации отреагировать и предотвратить дальнейшее распространение радиоактивных веществ <…> Такие устаревшие системы эффективны скорее для создания видимости радиационного контроля окружающей среды, а не реального оперативного обнаружения изменений радиационной обстановки». Росгидромет рекомендовал изменить систему радиационного мониторинга Росатома.
Происходящая сейчас очередная транспортировка урановых «хвостов» из Германии в Россию, прибытие которых ожидается в порт Усть-Луга в начале следующей недели, не может быть причиной появления в воздухе обнаруженных над cеверной Европой реакторных изотопов, поскольку в состав обеднённого гексафторида урана они не входят. Однако урановые «хвосты» тоже представляют опасность, хотя и иного характера.
В июне стало известно о транспортной лицензии, выданной в Нидерландах на продолжение транспортировок обеднённого гексафторида урана из Германии в Россию, а также на транспортировки в Россию радиоактивных материалов французской компании Orano.