Зарайск, оказывается, в былые времена назывался Осётр
******
в октябре выходит книжка: Татьяна Горичева, Юрий Мамлеев. НОВЫЙ ГРАД КИТЕЖ. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
РУССКОГО БЫТИЯ
горячо рекомендую, особенно тексты Танечки Горичевой
Содержание
Часть первая. Татьяна Горичева. О кенозисе русской культуры
- Об истощании в русской культуре. Святое и творческое начало
- Держать ум во аде
- Русское Ничто
- Заступница усердная
- Светлая мгла
- Стыд и бесстыдство
- Кенозис в культуре и обществе
- Кенозис любви – сострадание
- Кенозис неотмирности – бесполезность
- Апология своеволия
- Победа пространства над историей
- Совесть и вина
- Детскость
- Нищета
- Сиротство
- Истощание истощания-
Часть вторая. Юрий Мамлеев. Философия русской патриотической лирики
Часть третья. Избранные стихи русских поэтов о России
От редакции
Град Китеж – образ невидимого города Святой Руси, прообраз рая на Земле. Легенда о граде Китеже восходит к древнерусским сказаниям, обработанным старообрядцами, и затем, начиная с романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах», постепенно превратившейся в национальный образ Руси-России, русской души, национального самосознания. Согласно распространенной версии легенды, в Китеже жили благочестивые люди, которые при нашествии хана Батыя мужественно сражались с врагом, а исчерпав все человеческие возможности сопротивления, обратились с молитвой к Богу не допустить разорения православных святынь. Тогда Китеж затопили воды озера Светлояр, и войско хана не смогло найти город. Легенда гласит, что град Китеж живет до сих пор, будучи невидимым до Второго пришествия Христа – или видимым не всем и не всегда, зато временами из-под воды доносится колокольный звон. Это град Небесный, взыскуемый как спасение души, и град взыскующих правды и справедливости. Это и Церковь, и милая сердцу русских людей ушедшая Русь, и мир будущий и вечный. Это сердце мистического тела России, у каких-то авторов свидетельствующее о противоположности России и Запада, у других – напротив, об их единстве (И.А. Бунин), у третьих – об экуменическом мире, в котором органично слиты миры языческий и христианский (Н.А. Клюев). Путь в град Китеж связан с неисчислимыми опасностями и искушениями такого рода, что путник легко верит подменам и подделкам.
Маргинальная версия легенды встречается и в древности (с мотивом мести городу языческой богини за то, что его жители перестали ее почитать), и в современной литературе: так, у П.В. Крусанова персонажи, как бы наследующие граду Небесному, на самом деле создают на Земле мир абсолютной подделки и зла («Укус ангела»), сходные мотивы можно встретить в стихах В.А. Сосноры.
Татьяна Горичева и Юрий Мамлеев предлагают собственное философское прочтение идеи Града Китежа.
Первое издание этой книги вышло в 1989 году в Париже и давно стало библиографической редкостью. Читатель держит в руках второе издание книги, отредактированной заново. Изменения в текстовую часть внесены лишь в подборку стихотворений – она расширена. Все подстрочные комментарии, кроме специально оговоренных случаев авторских примечаний, принадлежат редактору.