Пока есть свободное время, расскажу еще немного про детей,
с которыми я работала, и что в итоге получилось.
С Кьярой, к моему огромному сожалению, я занималась недолго.
В какой-то момент работодателю Кьяриной мамы, который предоставлял им квартиру, наскучили кошачьи концерты и беготня над головой.
Без лишних церемоний он потребовал от семьи освободить помещение.
Семья переселилась в мотель, а Кьярина мама стала вынашивать планы переезда во Флориду.
Поскольку денег было в обрез, мама решила ехать на машине, останавливаясь на обочине для ночевок и перекуса чем Бог пошлет.
Я засуетилась, попробовала организовать сбор денег для Кьяры и ее семьи, но наткнулась на непрошибаемое сопротивление школьных властей.
Удалось лишь узнать телефоны бесплатных хостелов для женщин с детьми, которым негде жить.
Урок для меня - как же трудно смириться с тем, что ты не можешь помочь так, как тебе хотелось бы!
Кьяра очень переживала.
Когда они только въезжали в эту квартиру, ей пришлось отдать любимую собаку в добрые руки, а теперь вот вся эта история с кошками...
Кьяра написала длинное письмо хозяину, пытаясь наставить его на путь истинный.
- "Вы несправедливы к животным и к людям.
Подумайте, ведь всем нужен дом, а у вас есть лишний, в котором вы даже не живете.
Вы, наверное, думаете, что у животных совсем нет чувств, а люди способны любить только других людей, если только они не придурки набитые.
Так вот, это не так.
Собаки и кошки не могут жить на улице, а хозяева страдают и плачут, если несправедливые тираны вроде вас заставляют их отдавать животных.
Прошу вас, одумайтесь, пока вы еще не совсем зачерствели!".
Подумав, Кьяра нашла письмо корявым и неубедительным.
Она решила подождать, пока вырастет и научится говорить со взрослыми на их языке, а потом разыскать хозяина и напомнить ему эту историю.
К счастью, история закончилась хорошо: Кьярина мама нашла работу в симпатичном городке неподалеку, и семье удалось снять там квартиру.
Хозяева разрешили держать кошек. Кьяру перевели в другую школу рядом с новым домом.
Для Тайрона год закончился очень хорошо.
Поначалу мне с ним было сложно: я всё никак не могла понять, доверяет ли он мне.
Иногда он увлеченно принимался что-то рассказывать, а иногда вдруг затихал и становился неразговорчивым.
В начале года я созвонилась с его бабушкой.
Разговор получился тяжелым - бабушка в лоб спросила меня, что я вообще знаю об афроамериканской культуре и как я смогу работать с ее внуком, если я сама в стране без году неделя.
Я ответила честно - не знаю пока ничего, буду учиться, но уважаю всех своих учеников и буду пытаться понимать их насколько могу, по-человечески.
Однажды Тайрон без спросу взял мой мячик.
По правде говоря, я очень разозлилась.
Ну что за негодный мальчишка - я так стараюсь, придумываю, как бы ему помочь, как бы сделать занятия поинтереснее.
Всю ночь сочиняла историю про волшебную страну с ее обитателями - продумала все характеры, нашла картинки - которые приходят к людям и помогают им жить весело и интересно.
А этот мальчишка взял и стянул мой мячик.
Я отозвала Тайрона на переменке и сказала ему - мол, мячик пропал, если ты где-то его видел, скажи, пожалуйста.
На следующее занятие Тайрон принес мячик и извинился.
Я сказала, что очень расстроилась, когда увидела, что мячика нет, а Тайрон, довольно улыбаясь, поведал, что все одноклассники обзавидовались такому шикарному мячу, особенно Кьяра, а он ей сказал, что Надя, мол, дала этот мячик лично ему, потому что Надя ему доверяет.
Да уж... Страну-то волшебную придумала, а детскую ревность из внимания упустила, не поняла своего подопечного...
После этого случая у нас с Тайроном всё пошло очень хорошо.
Мальчик открылся, стал рассказывать о важных для себя вещах.
А еще через какое-то время я получила и-мэйл от его бабушки.
Бабушка благодарила меня за внука, сказала, что Тайрон стал совсем другим мальчиком - спокойным, уверенным, веселым.
А еще она рассказала, что у нее в корне изменились отношения с внуком.
Иногда Тайрон рассказывал бабушке, о чем мы с ним беседовали, показывал "предсказания", которые я ему давала (я придумала давать ребятам в конце занятий бумажки с афоризмами и пожеланиями удачи, как в китайских печеньях с предсказаниями).
А иногда Тайрон ничего не говорил бабушке и отказывался показать свою "фортунку".
И бабушка вдруг осознала, что у ее девятилетнего внука есть своя личная жизнь, что он имеет право на свои мысли и чувства, что он не обязан с ней всем делиться.
Мудрая бабушка с уважением отнеслась к сокровенным переживаниям внука, и Тайрон вдруг стал ей больше доверять.
Бабушка сказала мне большое спасибо.
Я считаю это одним из своих самых больших достижений за этот год.
Некоторым детям становилось лучше вообще без моего участия.
Было у меня два мальчика - пятиклассник Джек и третьеклассник Рональд.
Джек из очень хорошей и дружной семьи.
В начале года у него были небольшие трудности с учебой. Мальчик с трудом концентрировался на занятиях, болтал на уроках.
К середине года проблемы попросту ушли.
Джек - очень умный и добрый ребенок.
До конца года я с ним просто играла и помогала ему мыслить позитивно.
Рональда я про себя называла воробышком.
Он был похож на птенчика - маленький, очень маленький для своего возраста, худенький веснушчатый большеглазый мальчик с растрепанными светлыми волосами.
Я так каждый раз и думала - пойду-ка я за моим воробышком:)
Рональд - очень застенчивый мальчик. В классе он старался сделаться незаметным, на переменках стоял в сторонке, если его спрашивали - отвечал шепотом.
Когда учительница объясняла материал, Рональд часто думал о чем-то своем.
У меня в комнате Рональд редко начинал что-то говорить, зато охотно отвечал на вопросы.
Через несколько занятий выяснилось, что родители Рональда постоянно ругаются.
Папа уезжает на каждые выходные, мама звонит ему, нервничает, кричит, что он врет, что вовсе не в Сан Франциско он поехал по делам.
После таких разговоров мама придирается к Рональду, ругается за плохо убранную комнату, небрежно сделанное домашнее задание.
А потом папа приезжает, и они с мамой начинают друг на друга кричать.
Могут и целую ночь ругаться.
Где уж тут воробышку сосредоточиться на занятиях...
Я говорила с ним, придумывала какие-то игры и истории с одной моралью - дети не виноваты, когда родители ссорятся.
А потом Рональд начал играть в бейсбол.
Родители отводили его на тренировки и приходили болеть на каждую игру.
Каким-то волшебным образом они перестали ссориться - Рональд-воробышек решил, что из-за бейсбола, а может, просто решили сохранить семью.
Мальчишка преобразился.
Довольная учительница рассказывала, как он поднимает руку, работает на уроке, как он вместе с ней делал презентацию для всего класса.
А я заметила, что Рональд повеселел и раскрепостился.
Мы с ним так весело играли последнее время!
Конечно, не со всеми детьми все вышло так гладко.
В следующий раз расскажу про "трудных" детей и про то, что с ними получилось.
Продолжение следует)))