Что ни говорите, а сильно все-таки отличается российское православие от украинского. У нас из церковной ограды только и слышишь: держать и не пущать. А на Евромайдане священники УПЦ МП спокойно разгуливают, репортажи пишут, в экуменических молитвах участвуют. Мало того, на сайте «Киевская Русь» протоиерей Андрей Дудченко вывесил обращение в поддержку евроинтеграции, и его уже подписало больше десяти представителей духовенства.
Конечно, руководство церкви Украины не идет на конфронтацию с властью, тем более что и противников Евромайдана внутри УПЦ МП немало. Оно ведет себя предельно корректно, с уважением относясь к мнению своих прихожан. Вот и глава УПЦ МП митрополит Владимир (Сабодан) заявил о готовности стать миротворцем, предоставить свою резиденцию для переговоров.
В России, увы, все не так. И мнение оппозиционно настроенных прихожан топ-менеджеры Московского патриархата совсем не учитывают. Плевать они на него хотели. Поэтому запросто запрещают в служении либеральных священников, как это произошло с о. Дмитрием Свердловым.
А чтобы в своем сервилизме совсем не выглядеть белыми воронами, клерикалы создают ручные структуры, тиражирующие угодные властям мнения. К примеру, недавно молодежный клуб Всемирного русского народного собора призвал к контролю за интернетом, «где нашли пристанище сектанты и экстремисты». Блокировать, оказывается, надо сайты, призывающие к российскому Евромайдану.
Что ж удивляться тому, что негативное отношение общества к РПЦ МП продолжает расти. И какая-нибудь глупость миссионера епархиального уровня, назвавшего одиноких матерей нехорошим словом, становится поводом для всероссийского медиаскандала.
Но в этой реакции есть элемент непонимания внутренних процессов, идущих внутри самой большой в России конфессии. Ну, уберут одного фундаменталиста, поставят другого, такого же по духу, но более аккуратного в публичных высказываниях. И ничего не изменится.
Думается, что гораздо важнее и актуальнее медиасообществу поддерживать те здоровые силы в церковной ограде, которые реально противостоят авторитаризму. Для которых следование за Христом не означает счета в швейцарском банке, продвижение национальной идеи, строительство на месте парков и заповедных архитектурных зон помпезных соборов и т.д. и т.п.
Согласно последним полевым исследованиям ученых, на территории РФ в Русской православной церкви существует более пятисот приходских и межприходских общин и братств, этих церковных элементов гражданского общества. Где-то они мирно живут и развиваются. Где-то церковная власть их просто не замечает, и уже этим оказывает благодеяние. А где-то преследует с маниакальной жестокостью, как это происходит сейчас в Архангельской области, где митрополит Даниил (Доровских) душит очередную общину.
http://ej.ru/?a=note&id=24034