В научно-технической плоскости "Росатом" в уходящем году на зависть конкурентам успешно испытал первую в мире плавучую АЭС. Внутриполитические веяния вынесли "Росатом" в холодные арктические воды - госкорпорации передали функции регулятора Северного морского пути. Геополитическое пространство, где из года в год разворачивается борьба за внешние заказы, переполняли разнонаправленные факторы. Добавились новые контракты с Китаем, с Францией, Узбекистан решил строить АЭС и даже Болгария реанимирует свою АЭС "Белене". Но хватало и проблем - задержки графиков строительства станций в Венгрии и Финляндии, отказ Иордании от большой АЭС в пользу малой, сворачивание атомной программы ЮАР.
ЭКОНОМИКА → ИТОГИ ГОДА: 2018
13:00, 4 января 2019
Путешествия атома на суше и на море
Итоги года в атомной отрасли
Путешествия атома на суше и на море
Плавучая атомная тепловая электростанция "Академик Ломоносов" Фото: ТАСС, Лев Федосеев
Москва. 4 января. INTERFAX.RU - Атомная отрасль живет сразу в нескольких плоскостях, не всегда пересекающихся друг с другом. События там развиваются по-разному.
В научно-технической плоскости "Росатом" в уходящем году на зависть конкурентам успешно испытал первую в мире плавучую АЭС. Внутриполитические веяния вынесли "Росатом" в холодные арктические воды - госкорпорации передали функции регулятора Северного морского пути. Геополитическое пространство, где из года в год разворачивается борьба за внешние заказы, переполняли разнонаправленные факторы. Добавились новые контракты с Китаем, с Францией, Узбекистан решил строить АЭС и даже Болгария реанимирует свою АЭС "Белене". Но хватало и проблем - задержки графиков строительства станций в Венгрии и Финляндии, отказ Иордании от большой АЭС в пользу малой, сворачивание атомной программы ЮАР.
Шаг вперед, шаг назад
Борьба между поставщиками за контракты на новые атомные станции идет жесткая, а выигранный тендер или даже подписанное соглашение еще не гарантируют получение контракта, о чем свидетельствуют два "отказника" прошедшего года.
Тендер на строительство в Иордании большой атомной станции "Росатом" выиграл еще в 2013 году, год спустя подписал соглашение о развитии проекта, и еще через год - межправсоглашение. Иордания рассматривала вариант привлечения инвесторов, заявляя о якобы достигнутых договоренностях с Китаем на финансирование 50% строительства. "Росатом" также был готов выступить одним из инвесторов. Однако, за обсуждением вариантов финансирования, до коммерческих контрактов дело так и не дошло. Переговоры, затянувшиеся до конца 2017 года, ни во что не вылились.
В начале 2018 года правительство Иордании все-таки отказалось от планов строительства двух энергоблоков АЭС в пользу сооружения реактора малой мощности. По данным Jordan Times, проект оказался слишком дорогим. По плану станция мощностью 2 тыс. МВт должна была обойтись в $10 млрд, но власти Иордании сочли, что такие расходы будут неоправданными.
По данным "Коммерсанта", Иордания отказалась от строительства АЭС после просьбы российской стороны взять кредиты у коммерческих банков для реализации проекта. Как писало издание летом со ссылкой на заявление комиссии по атомной энергетике Иордании, "это увеличивало стоимость проекта, что отразилось бы на росте цен на продажу электроэнергии на местный рынок, и иорданское правительство это не одобрило".
Второй страной, передумавшей в ближайшее время строить АЭС большой мощности, стала ЮАР, хотя до этого казалось, что она, наоборот, собирается развивать атомную энергетику.
В далеком 2011 году ЮАР одобрила план развития энергетики, предусматривающий увеличение к 2030 году доли атомной энергии с 5 до 25% за счет строительства порядка 8 блоков новых АЭС на 9,6 ГВт. Россия, разумеется, решила участвовать в таком большом проекте и уже осенью 2014 года с ЮАР было подписано межправсоглашение о стратегическом партнерстве в атомной энергетике. Потенциальными партнерами ЮАР по этому вопросу выступали также США и Южная Корея. В конце 2016 года южноафриканская энергокомпания Eskom начала сбор предложений на строительство шести ядерных реакторов. Однако весной 2017 года Верховный суд провинции Западный Кейп признал соглашения ЮАР с Россией, США и Южной Кореей на строительство АЭС незаконными и аннулировал их.
ЮАР анонсировала скорое возобновление переговорного процесса, но оно так и не состоялось. В 2018 году правительство ЮАР отказалось от строительства новых реакторов в стране до 2030 года.
Окончательную точку в этом поставил министр финансов ЮАР Нхланхла Нене. Отвечая в октябре на вопросы следователя по делу о коррупции в отношении экс-президента Джейкоба Зумы и близкой к нему семьи бизнесменов индийского происхождения Гупта, Нене заявил, что был уволен бывшим президентом в 2015 году за противодействие заключению многомиллиардного контракта с "Росатомом" на строительство атомных электростанций.
К сожалению, уходящий год показал, что не все так гладко с проектом достройки АЭС "Пакш-2" в Венгрии и АЭС "Ханхикиви" в Финляндии. То, что год назад Еврокомиссия наконец-то согласовала господдержку АЭС "Пакш-2", а Агентство по атомной энергии Венгрии одобрило лицензию на площадку, еще не значит, что строительство начнется вовремя. Заливка первого бетона, символизирующая начало строительства, должна была состояться в 2018 году, но она невозможна без лицензии на строительство, которой до сих пор нет.
График проекта строительства АЭС "Пакш-2" может сдвигаться, но он будет доведен до конца, успокаивал в сентябре журналистов премьер-министр Венгрии Виктор Орбан на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с президентом России Владимиром Путиным. Возможно, дело сдвинется хотя бы к концу 2019 года - "Росатом" в середине года планирует подать документы венгерскому регулятору для получения строительной лицензии.
Проект станции в Финляндии, контракт на возведение которой был подписан в 2013 году, вообще затягивается минимум на 4 года. Заливка бетона под АЭС "Ханхикиви-1" первоначально планировалось на 2017 год, а активная фаза строительства должна была развернуться в уходящем году. Но процесс тормозится из-за затянувшейся системы лицензирования.
Заявка на строительство АЭС была подана в правительство Финляндии еще летом 2015 года. Однако документ выдается только при условии благоприятной оценки безопасности от Управления радиационной и ядерной безопасности Финляндии (STUK).
Осенью 2016 года финский заказчик строительства станции - компания Fennovoima OY, 34% в которой владеет "Росатом", вновь направила в STUK проектную документацию для получения лицензии на строительство с расчетом получить ее в 2018 году.
На финансирование строительства АЭС "Ханхикиви-1" предусмотрены средства из Фонда национального благосостояния. В январе 2015 года правительство одобрило выделение "Росатому" из ФНБ на эти цели эквивалента 2,4 млрд евро, но не более 150 млрд рублей. Однако в 2016 году был одобрен перенос сроков выборки траншей на два года. Летом 2017 года Helsinki Times со ссылкой на гендиректора STUK Петтери Типпана сообщала, что строительство АЭС "Ханхикиви-1" может замедлиться из-за несвоевременной подачи проектной документации. По данным издания, на тот момент Fennovoima еще не предоставила необходимые документы финскому регулятору.
В сентябре 2018 года премьер-министр России Дмитрий Медведев на пресс-конференции по итогам российско-финских переговоров в Хельсинки сообщил, что получение строительной лицензии на АЭС "Ханхикиви-1" ожидается в 2019 году. Накануне католического Рождества Fennovoima OY объявила новый график, согласно которому получение строительной лицензии переносится аж на 2021 год, а коммерческая эксплуатация станции начнется только в 2028 году.
В уходящем году "Росатом" не смог найти инвесторов для своего проекта в Турции. АЭС "Аккую" строится по схеме BOO, когда владельцем зарубежной АЭС выступает российская сторона. Компании "Росатома" сейчас владеют почти 100% в капитале "Аккую Нуклеар". Летом 2017 года "Росатом" подписал term sheet по продаже до 49% в "Аккую Нуклеар" турецкому консорциуму Cengiz-Kolin-Kalyon. Однако в феврале 2018 года консорциум отказался от участия в проекте, так как не смог договориться по коммерческим вопросам строительства АЭС.
Осенью "Росатом" все же отказался от временных ориентиров по этой сделке и планирует реализовать в будущем году небольшую долю пакета некой турецкой компании. Небольшую долю - не все 49% - получит турецкая компания "не из той тройки", сообщил в декабре журналистам глава госкорпорации Алексей Лихачев.
Между тем, строительство АЭС "Аккую" идет полным ходом: в апреле состоялась заливка "первого бетона" под блок №1 АЭС "Аккую", а в декабре Турецкое агентство по атомной энергии выдало ограниченное разрешение на строительство второго блока.
Десятилетний портфель зарубежных заказов "Росатома" превысит по итогам 2018 года $130 млрд, сообщал "Интерфаксу" Лихачев. "Будет больше $130 на 10-летний период и около $200 млрд на полном жизненном цикле - это то, что выходит, в том числе, и за 10 лет", -говорил он.
В мае уходящего года ядерный экспортер "Росатома" - компания "Техснабэкспорт" подписала с французской Electricite de France SA крупный коммерческий контракт на регенерацию отработавшего топлива стоимостью более $1 млрд. Летом Россия и Китай заключили гигантский пакет соглашений в атомной сфере. "Росатом" построит блоки №7-8 Тяньваньской АЭС и еще два атомных блока на новой для России площадке - АЭС "Сюйдапу", поставит демонстрационный реактор на быстрых нейтронах. "Все финансирование данных проектов осуществляет китайская сторона самостоятельно", - пояснял тогда журналистам глава "Росатома".
полностью https://www.interfax.ru/business/644029